HRMS-PayrollHRM-системы предназначены для управления персоналом, но их функциональность шире, чем у систем автоматизации кадровых операций. Продукты этого класса позволяют работать не только с количественными, но и с качественными показателями персонала. Основная их задача — привлечь и удержать ценных для компании специалистов.


HRM-системы предназначены для управления персоналом, но их функциональность шире, чем у систем автоматизации кадровых операций. Продукты этого класса позволяют работать не только с количественными, но и с качественными показателями персонала. Основная их задача — привлечь и удержать ценных для компании специалистов.

Английская аббревиатура «HRM» обозначает «Human Resource Management», что дословно переводится как «управление человеческим ресурсом». Синонимами этого термина в англоязычной литературе являются также «HCM» («Human Capital Management», в переводе — «управление человеческим капиталом») и «WFM» («Work Force Management», по-русски — «управление рабочей силой»). В русскоязычных текстах, как правило, применяется термин «управление персоналом», хотя также встречается «управление трудовыми ресурсами» и «управление человеческим капиталом».


Под HRM-системой понимается автоматизированная комплексная система управления персоналом. По сравнению с традиционными системами автоматизации кадрового учета и расчета зарплаты HRM-системы обладают расширенной функциональностью. Кроме учетного (кадровый учет, штатное расписание, документооборот, учет рабочего времени и отпусков, пенсионный и военный учет и др.) и расчетного (зарплата, налоговые выплаты, надбавки и вычеты и т. п.) контуров, обрабатывающих количественные данные, подобные системы также включают в себя как таковой HR-контур, предназначенный для работы с качественными показателями персонала.

HRMS_Forrester3Обеспечивая HR-менеджеров мощными инструментами поддержки управления, современные ИТ-решения позволяют оптимизировать процесс управления человеческими ресурсами, сконцентрировать все внимание на управленческих и стратегических задачах и в целом повысить эффективность кадрового менеджмента.


Когда HRM-системы необходимы?

HRM-системы являются одним из важнейших корпоративных приложений, используемым в компаниям всех размеров и во всех отраслях промышленности. Необходимость во внедрении HRM-систем определяется такими критичными для успешного развития бизнеса потребностями, как:

  • Управление расходами: Расходы на оплату труда являются одной из крупнейших затратных статей. На их долю приходится в среднем 36,4% от общего объема расходов. HRM-системы используются для планирования и оптимизации расходов.
  • Эффективное управление бизнес-процессами. HRM-системы поддерживает множество бизнес HR процессов: принятие кадровых решений, поддержание записей о сотрудниках в актуальном состоянии, расчет заработной платы, разработка схем мотивации и пр.. Повышение эффективности при выполнении этих задач происходит за счет предоставления прямого доступа сотрудникам (Employee self-service) и менеджерам (Manager self-service) к нужной им информации.
  • Соблюдение всех правовых норм, регламентирующих взаимоотношения работника и работодателя. Использование HRM-систем позволяет грамотно разрешать сложные вопросы, реализовывать гибкие схемы расчета заработной платы и кадрового документооборота.
  • Повышение ценности человеческого капитала. Несмотря на экономический кризис, мало кто будет спорить о ценности человеческого капитала в качестве корпоративного актива. Компании с сильной функцией управления персоналом будут акцентировать внимание на «качественном» росте сотрудников, разрабатывая поощрительные программы и схемы мотивации.

Fg5s7Ibt6I02xYyHdAxWHDhbkoWW3D

Мы предлагаем комплекс услуги по внедрению и сопровождению следующих систем управления персоналом:
  • БОСС-Кадровик
  • 1С:Управление персоналом
  • ORACLE HR
  • SAP HCM
PBI7q7D3LaWnmfxW93oA26o5H60VR1

«Качественная» функциональность.

HR-контур обеспечивает автоматизацию таких функций, как мотивация персонала, ведение «профилей компетенций сотрудников», «управление карьерой», оценка персонала, управление обучением (повышение квалификации), дистанционное обучение, анализ эффективности персонала, анализ соответствия сотрудника занимаемой должности, планирование потребности в персонале и движения персонала, формирование кадрового резерва. Также, он обеспечивает «самообслуживание персонала» (удаленный доступ сотрудников, в том числе через Интернет, к учетным данным о них с возможностью корректировки части из них), а также поддержку HR-портала в интернете, с публикацией и оперативным обновлением данных по вакансиям, новостей компании, регистрацией резюме, заполняемых в онлайновом режиме, автоматизированным анализом этих резюме и отбором потенциальных кандидатов на должность и т. п.

Львиная доля функций управления трудовыми ресурсами пришла из западной практики, но, например, повышение квалификации не является экзотикой для отечественной традиции управления персоналом, а формирование кадрового резерва вообще заимствовано из советской методологии. Тем не менее, до сих пор на большинстве отечественных предприятий эти функции используются не полностью или вообще не востребованы, хотя интерес к ним постоянно растет.


Распространение HRM в России.

 В первую очередь, специалисты по HR и полноценные HRM-системы появляются в российских представительствах зарубежных компаний, следом за ними идут крупные отечественные компании, использующие западные методики управления, а также компании с большой текучестью кадров, компании же, которые управляются «по старинке», реже прибегают к методикам управления трудовыми ресурсами.

Кроме этого, существует градация степени использования HR-функций и в зависимости от отраслевой специализации предприятий. По нашим данным, менее всего популярно управление трудовыми ресурсами в производственном секторе экономики, а более всего — в сфере обслуживания. Соответственно, чем ближе основной вид деятельности организации к сфере обслуживания, тем более востребовано расширенное управление персоналом.

Тенденции развития российского IT-рынка сходны с западными, следовательно перспективы развития отечественного сегмента HRM-решений можно предугадать уже сегодня, взглянув на общемировые тренды. К ключевым направлениям в развитии сегмента HRM-систем можно отнести:

  • популяризация решений, предоставляемых по модели SaaS
  • повышение спроса на более простые и доступные решения с оптимальным соотношением «цена/качество»
  • вытеснение с рынка «слабых» HRM-решений.


Основные задачи HRM-систем.

HRM-системы позволяют решить две основных задачи:

  • упорядочить все учетные и расчетные процессы, связанные с персоналом;
  • снизить потери, связанные с уходом сотрудников.

Эффект от решения первой задачи достаточно очевиден и заключается в устранении двойного ввода данных, сведении их в единую базу с возможностью полного анализа и генерации отчетности, исключении появления «мертвых душ», своевременности и корректности расчета и начисления заработной платы, налоговых отчислений и т. п. Но его можно добиться и при помощи обычных систем автоматизации кадрового учета и расчета зарплаты. Важность же решения второй задачи не всегда адекватно оценивается отечественными менеджерами высшего звена.

Выделяют следующие задачи HRM-системы:

  • привлекать, удерживать и мотивировать лучший персонал;
  • достигать реализации стратегических целей компании, декомпозируя их до уровня каждого сотрудника;
  • реализовывать развитие и обучение кадрового потенциала в соответствии с целями компании и ее подразделений;
  • осуществлять стратегическое планирование организационных изменений и формировать бюджеты;
  • своевременно принимать эффективные решения, основываясь на точном и всестороннем информационном анализе;
  • с низкими затратами и оптимально осуществлять учетные функции в области управления персоналом.

Учитывая, что потери, связанные с заменой потерянного компанией сотрудника могут составлять от 30 % до 150 % от его годового оклада, в зависимости от уровня его знаний и навыков, текучесть кадров оказывается серьезной проблемой, которая может существенно ухудшить показатели общей эффективности организации.

Таким образом, HRM-системы можно, в определенном смысле, назвать «CRM-системами наоборот», привлекающими и удерживающими не покупателей, а собственных сотрудников компаний. Разумеется, методы здесь применяются совершенно иные, но общие подходы схожи.


Классификация HRM-систем и описание их стандартных функций.

HRM-системы делят на «расчетные», «учетные» и системы управления трудовыми ресурсами по уровням автоматизации управления персоналом, которые соответствуют этапам развития прикладных программных решений для кадровых служб. Полнофункциональные HRM-системы, соответственно, включают в себя «учетный контур», «расчетный контур», «HR-контур», а также функции генерации отчетности.


Функции HRM-системы.

Функциональное наполнение современных HRM-систем в России как правило, включает в себя:

  • Учетный контур.
  • Расчетный контур.
  • HR-контур.
  • Отчетные функции (распределенные по системе).
Блоги Санкт-Петербург Развлечение Санкт Петербург Клубы г. Санкт-Петербург