В условиях растущей конкуренции все больше участников рынка вынуждены решать задачи управления издержками и разнородными ресурсами предприятия, влияющими на стоимость их конечной продукции. Наиболее эффективное управление этими ресурсами достигается с помощью систем класса CPM (Corporate Performance Management). Такие системы прекрасно решают оперативные задачи управления предприятием и позволяют компаниям формировать связи между своими стратегическими и оперативными планами, отслеживать исполнение тактических задач, управлять деятельностью по достижению поставленных целей, а также проводить анализ причинно-следственных связей, который помогает в принятии решений.

Решение CPM (Corporate Performance Management) включает в себя несколько интегрированных между собой модулей, обеспечивающих организацию полного цикла управления эффективностью предприятия:

  • Стратегическое планирование — моделирование долгосрочной стратегии развития, установления целей для оперативного планирования
  • Бюджетирование и планирование — создание, контроль, анализ различных планов и бюджетов компании
  • Консолидация финансовой отчетности — формирование консолидированной отчетности крупной компании (холдинга) с учетом требований международных стандартов учета
  • Функционально-стоимостной анализ (Activity based costing) — проведение функционально-стоимостного анализа по отдельным направлениям деятельности или продукции

В большинстве крупных организаций в том или ином виде существует разработанная корпоративная стратегия, которая доступна для всех ее сотрудников. Тем не менее характерной чертой многих компаний является наличие разрыва между принятыми стратегическими решениями и их реальным исполнением.

Система стратегического планирования позволяет менеджменту компании определять направления развития бизнеса, принимать решения об организационных и структурных изменениях в компании, необходимых для повышения ее конкурентоспособности, ставить цели для дальнейшего успешного развития и определять необходимые для этого инструменты.

Мы предлагаем компаниям производственного сектора централизованный подход к решению задач стратегического планирования, который включает:

  • Методологическую поддержку в разработке бизнес-процессов и дальнейшую автоматизацию процессов стратегического планирования;
  • Создание модели стратегического планирования, в которой существуют четкие логические связи между операционными бюджетами, обеспечивающие прозрачность данных;
  • Создание преднастроенных инструментов, например, для планирования дебиторской задолженности, поступления денежных средств, управления долгом и привлечения капитала;
  • Возможность быстрого пересчета модели, осуществления «что если» анализа, генерирующего множество сценариев стратегического планирования;
  • Возможность отслеживать исполнение целей, установленных стратегическими планами, в оперативном контуре планирования;
  • Автоматизацию процессов стратегического планирования на базе платформ ведущих мировых поставщиков программного обеспечения — Oracle, IBM, SAP и SAS.

В итоге в области стратегического планирования организации могут достичь следующих результатов:

  • Повысить точность расчета стратегических бюджетов, что позволит руководителям выбрать наиболее эффективную стратегию развития;
  • Зафиксировать методологию в рамках всей компании для формирования планов разного уровня;
  • Использовать гибкий инструмент расчета целевых показателей среднесрочного и краткосрочного планирования;
  • Снизить время, требуемое для получения согласованного стратегического плана.

Составление консолидированной финансовой отчетности, регламентируемое международными стандартами или внутренними политиками компании, требует подготовки в сжатые сроки целостной картины о финансовом состоянии и результатах работы всего холдинга/группы компаний.

Процесс консолидации представляет собой объединение, выверку и синхронизацию показателей финансовых отчетов всех предприятий, входящих в группу, с целью получения информации о результатах управления всеми ресурсами холдинга.

При отсутствии автоматизированных процедур управления процессом финансовой консолидации компания испытывает множество проблем, связанных со сбором и управлением данными. Среди них – высокая вероятность расхождения исходных и итоговых данных, необходимость ручной поддержки связей, многочисленные ручные действия на каждом из этапов консолидации, большое время, которое требуется для исправления ошибок или внесения изменений в данные, отсутствие версионности и истории изменений, отсутствие целостной архитектуры системы консолидации и многие другие.

Для решения этих проблем недостаточно лишь установить современное программное обеспечение.

Необходимо комплексно подойти к решению задачи автоматизации процессов консолидации финансовой отчетности.

Мы предлагаем компаниям производственного сектора для этого следующие услуги:

  • Методологическую поддержку в разработке бизнес-процессов и дальнейшую автоматизацию процессов консолидации;
  • Создание целостной модели консолидации, включающую в себя:
  • Автоматизированную интеграцию с различными системами;
  • Сохранение истории изменений и формирования данных;
  • Возможность детализации агрегированны данных до деталей исходных систем;
  • Минимизацию ручных действий;
  • Отслеживание текущего процесса;
  • Проверку корректности данных на всех этапах консолидации.
  • Создание и настройку необходимых отчетных форм;
  • Автоматизацию процессов консолидации финансовой отчетности на базе платформ ведущих мировых поставщиков программного обеспечения — Oracle, IBM, SAP и SAS.

В результате такого подхода компания может существенно оптимизировать процесс финансовой консолидации:

  • Процесс консолидации становится прозрачным и целостным, т.к. появляется возможность отслеживать текущее состояние процесса консолидации и согласования данных;
  • Появляется возможность автоматизированного пересчета отдельных компонент процесса консолидации;
  • Существенно снижаются риски ошибок вследствие минимизации ручных действий;
  • Возможно осуществить оперативную диагностику ошибок на всех этапах консолидации;
  • Готовится альбом отчетных форм и предоставляется инструмент для многомерного анализа данных.

Одним из основных инструментов, с помощью которого руководители могут оценить текущее состояния компании, является ее бюджет.

Он включает множество разрозненных финансовых планов, подготавливаемых различными подразделениями организации в удобных для них форматах. При этом сотрудники финансовых служб зачастую тратят большую часть своего рабочего времени на консолидацию этих данных, согласование, утверждение и контроль, используя различные, не связанные между собой инструменты. Данный подход зачастую позволяет решать только часть наиболее критичных проблем и не дает возможность оценить итоговый бюджет как целостный и управляемый.

Мы предлагаем компаниям производственного сектора централизованный подход, включающий:

  • Разработку и методологическую поддержку процессов бюджетирования и дальнейшую автоматизацию процессов управления бюджетами;
  • Создание единой модели бюджета, в которой обеспечивается согласованность данных между операционными бюджетами и прозрачность данных, создание логических связей между отдельными показателями;
  • Создание инструмента для консолидации и согласования бюджета, прогнозирования и корректировки с возможностью анализа текущего состояния данных;
  • Интеграцию с различными системами, в том числе для получения план-факт анализа;
  • Настройку необходимых отчетных форм;
  • Автоматизацию процессов бюджетирования и планирования на базе платформ ведущих мировых поставщиков программного обеспечения — Oracle, IBM, SAP и SAS.

Применив данный подход для решения задач бюджетирования и планирования, компании могут достичь следующих выгод:

  • Повысить точность прогнозов и планов, обеспечить согласованность и «вложенность» бюджетов в основные бюджеты. Такие связи, а также преднастроенные расчеты внутри бюджетной модели, позволяют значительно снизить время формирования бюджета;
  • Создать альбом отчетных форм и проводить многомерный анализ данных;
  • Создавать различные модели и прогнозы, корректировать планы и бюджеты, в том числе проводить факторный и сценарный анализ;
  • Повысить ответственность «владельцев» бюджетов, сделать прозрачным процесс согласования и утверждения бюджета.

Необходимость оптимизации расходов, которые несет компания, заставляет собственников и руководителей искать новые инструменты эффективного управления затратами. Для поддержания конкурентоспособности своей продукции или для принятии решения о прекращении производства, прежде всего, необходима достоверная информация о стоимости тех или иных бизнес-процессов и продуктов.

Наиболее эффективным и зарекомендовавшим себя методом определения затрат и маржинальной рентабельности является метод ABC (Аctivity based costing). Он обеспечивает накопление и систематизацию информации о различных финансовых показателях, вовлеченных в деятельность предприятия, в разрезе основных бизнес-процессов и операций.

Для получения более эффективного результата построения АВС-модели предприятия мы предлагаем компаниям производственного сектора следующие услуги:

  • Разработку методологии, включающую определение основных продуктов и поддерживающих процессов, формализацию методов определения аллокационной базы, описание алгоритмов и последовательности расчетов;
  • Создание модели расчетов, позволяющей применять различные методы распределения (прямая, циклическая, матричная);
  • Возможность быстрого пересчета результатов с использованием нескольких методик для сравнения и выбора оптимального способа распределения затрат;
  • Построение интеграции с различными системами, например, с учетными – для расчета фактической себестоимости, плановой – для расчета плановой себестоимости;
  • Автоматизацию процессов функционально-стоимостного анализа на базе платформ ведущих мировых поставщиков программного обеспечения — Oracle, IBM, SAP и SAS.

Такое решение позволяет компании:

  • Для каждой бизнес-задачи использовать преднастроенные способы распределения затрат с учетом специфики этой задачи;
  • Определить наиболее затратные процессы, продукты, каналы сбыта;
  • Существенно снизить время расчетов и качество получаемых расчетных данных;
  • Создать единую модель аллокаций, обеспечивающую полноту и прозрачность данных.