Бизнес-приложение — программный комплекс, назначением которого является обработка деловой информации в целях поддержки конкретной деловой функции (бизнес-процесса) предприятия.

На сегодня «Детектор» может предложить Вам:


Ужесточение требований к бизнесу, как со стороны государства, так и со стороны инвесторов диктует необходимость применения самых передовых технологий в управлении бизнесом. В пакет решений для предприятий интегрируются все новые модули автоматизации ранее неохваченных областей, совершенствуются возможности существующих, а на основе уже имеющихся бизнес-приложений создаются прототипы отраслевых решений. Однако новые модули и отраслевые прототипы часто требуют иных подходов к процессу их внедрения.

Важным в новом подходе к внедрению является с самого начала проекта использование работающего прототипа системы — вместо того, чтобы формализовать бизнес-процессы и требования к ним «на бумаге», лучше сразу настраивать прототип системы в соответствии с бизнес-требованиями, что позволяет:

  • пропустить трудоемкую фазу формализации требований на бумаге, быстрее получить значимые для бизнеса (а не промежуточные) результаты;
  • избежать искажений в понимании бизнес-требований в процессе их «теоретической» формализации (бизнес-эксперт имеет в виду одно, говорит другое, консультант записывает третье и т. д.);
  • эффективнее использовать экспертизу представителей бизнеса, т. к. наглядная демонстрация гораздо понятнее, чем «бумажная» формализация.

Другой ключевой особенностью нового подхода к внедрению бизнес-приложений является отсутствие фазы описания бизнеса «как есть» (as is) и акцент на интенсивное моделирование бизнес-процессов «как будет» (to be). В самом деле, какая польза от тщательной проработки картины существующего бизнеса, если после внедрения приложения бизнес-процессы и, возможно, бизнес-структура существенно изменятся? Вместо того, чтобы детально анализировать существующие бизнес-процессы, AIM for BF рекомендует как можно быстрее перейти к моделированию новой картины бизнеса. Здесь встает закономерный вопрос: каким образом эксперты предприятия смогут смоделировать новые бизнес-процессы, в той их форме, которая подразумевает интенсивное задействование приложения, не зная ни его возможностей, ни практики построения бизнеса с использованием бизнес-систем? При ответе вспомним про ключевой акцент AIM for BF на использование работающего прототипа системы. Действительно, в приложения обычно «зашиты» лучшие практики построения бизнес-процессов, а в случае с отраслевыми решениями учтена и специфика данной конкретной отрасли, поэтому эксперты предприятия, с помощью консультантов наглядно знакомясь с работающим прототипом, освобождаются от необходимости придумывать будущие бизнес-процессы с чистого листа. Вместо этого специалисты предприятия имеют возможность выбрать наиболее адекватную форму построения бизнес-процессов, вживую моделируя различные схемы и привязывая их к специфике своего бизнеса. Естественно, выбор из возможных вариантов, подкрепляемый немедленным проигрыванием этих вариантов на специфике бизнеса предприятия, существенно проще, чем «теоретическое» моделирование.


Таким образом, используя «вшитую» в приложение экспертизу построения «правильных» автоматизированных бизнес-процессов, участники проекта получают возможность более быстро и качественно продвинуться к получению главного результата — работающей, подстроенной под бизнес системы. Однако, случается и так, что отраслевого решения для сферы деятельности некоего предприятия еще нет, а весьма «продвинутые» приложения могут не реализовывать все требования специфического бизнеса, поскольку разработка, а особенно поддержка таких узкоспециализированных приложений чрезвычайно ресурсоемка для производителя, и, следовательно, такое приложение будет иметь очень высокую стоимость. Для реализации специфических требований бизнеса, не реализуемых стандартными возможностями приложения, в AIM for BF предусмотрен ряд задач, в ходе выполнения которых происходит формализация бизнес-требований и доработка приложения. Этот процесс включает в себя такие задачи как:

  • выявление бизнес-требований, не покрываемых стандартной функциональностью приложения;
  • анализ стоимости реализации новой функциональности и принятие решения, что более эффективно для бизнеса: реализовать нестандартную функциональность, либо построить бизнес-процессы с использованием стандартной функциональности, либо вообще отказаться от «автоматизации» некоторых бизнес-действий;
  • разработка дизайна новой функциональности приложения и ее тестов, включая тесты интеграции между новой и стандартной функциональностью;
  • разработка новой функциональности, тестирование, разработка документации на новую функциональность или изменение стандартной документации;
  • установка новой функциональности.

Даже из одного этого описания становится понятным, что доработка функциональности приложения — трудоемкий процесс, требующий существенных ресурсов. Поэтому AIM рекомендует рассмотрение способов реализации нестандартных требований в порядке от менее ресурсоемких решений к более ресурсоемким, а именно:

1) попытаться реализовать требования бизнеса с помощью комбинации существующих возможностей приложения в сочетании с «ручными» операциями;

2) реализовать недостающие возможности с помощью предусмотренных в приложении стандартных способов расширения функциональности (гибкие поля, изменение «пустышек» кода, предусмотренных в контрольных точках и т. д.);

3) только если первое и второе невозможно, проектировать новую функциональность приложения.


Наличие отраслевого прототипа системы предоставляет конкурентные преимущества и предприятиям, заинтересованным в создании современной системы управления, и компаниям, специализирующимся на внедрении бизнес-приложений, поскольку дает возможность на полную мощность использовать все достоинства уже успешно апробированной методологии AIM for BF. Внедрение при наличии качественного прототипа системы позволяет предприятию добиваться, казалось бы, не сочетаемых выгод: сократить сроки получения работающего бизнес-приложения, уменьшить стоимость проекта, снизить риски и обеспечить нужное качество внедрения.

Что касается компаний-консультантов: поскольку создание и поддержание отраслевых прототипов высокого качества требует от них существенных усилий, то сделать это смогут либо лидеры рынка внедрения бизнес-приложений, либо те небольшие компании, которые ограничились специализацией на одном-двух прототипах (в тех отраслях, в которых у компании компетенция сформировалась исторически). Одновременно будет срабатывать обратная связь: наличие отраслевого прототипа и значительного опыта реализации подобных проектов на предприятиях конкретной отрасли будет облегчать продажу услуг компании в данной отрасли (согласитесь, покупатель гораздо охотнее выбирает товар, который можно увидеть и потрогать, и который уже успешно работает у предыдущего покупателя). Отсутствие же прототипа автоматически выведет консультанта из игры в отрасли. Основываясь на сказанном, можно также предположить, что в ближайшее время еще более явной, вплоть до раздела вертикальных рынков (т. е. ключевых отраслей), станет тенденция отраслевой специализации отечественных компаний, предоставляющих услуги по внедрению бизнес-приложений. Причем разделение рынков между компаниями-консультантами будет основываться как на уже имеющихся заделах в определенных отраслях, так и на умении компаний воспользоваться созданным заделом.

4545_html_578f65a3